Неликвиды запчастей: понятие и практика по существу

Неликвиды запчастей весьма распространены: для кого-то это проблема, для других — возможности. Полезная статья для профессиональных участников рынка и заинтересованных частных лиц.

Неликвиды – трудно реализуемая продукция, товарно-материальные ценности, излишние или ненужные компании, фирме. Такое или близкое по формулировкам и смыслу определение можно встретить в профессиональных источниках и справочниках.

Исходя из самого понятия, нужно четко понимать, что неликвиды запчастей не являются браком – они могут быть использованы по прямому назначению. Их проблемность состоит в основном в том, что что данный конкретный владелец испытывает затруднения с их реализацией.

При этом некоторые неликвидные позиции с ограниченным сроком годности со временем могут прийти в состояние, исключающее их применение. В зоне риска резиновые сальники и т.п. Порча создает риск прямых убытков, в дополнение к тому негативному факту, что в излишних запасах заморожены денежные средства. Поэтому для бизнеса важно найти решение вопроса в том, как избавиться от неликвидных запчастей.

Для эффективного решения вопроса исключения не оборачиваемых запасов необходимо понимать суть неликвидных запчастей, причины и механизмы их образования.

Трудности с реализацией возникают у компании по двум основным составляющим неликвидного запаса:
невостребованные запчасти, которые не нужны самой компании и ее целевым покупателям в силу фактической специализации;
мало оборачиваемые запчасти, количество которых в остатке существенно превышает реализацию покупателям и расход на собственные нужды.

Например, номенклатура для BMW в специализированном автоцентре TOYOTA превратится в неликвидные запчасти из-за не востребованности. В сервисе, специализирующемся на слесарном ремонте и техническом обслуживании, неликвидами станут невостребованные кузовные детали, даже если они профильного бренда. Примеры можно продолжать очень долго, но логика уже понятна.

Ключом к пониманию второй составляющей неликвидных запчастей является анализ расхождения величины запаса, закупок и внешнего спроса (или внутренней потребности компании). Например, рассмотрим запчасть со следующими показателями доступности и востребованности в конкретном магазине или автосервисе:

реализация в среднем 1 шт. в 3 мес. (за 1 год 4 шт. и т.д.);
для пополнения запаса возможен заказ от 1 до 100 штук в любое время;
срок поставки от оптового поставщика или производителя составляет в среднем 2 недели.

Запас в 2 штуки такой запчасти вряд ли станет неликвидным – он может быть распродан за 6 месяцев. А вот заказ и приход на склад этой детали в количестве 8 шт. уже приведет для данного конкретного автомагазина или автосервиса к образованию неликвида, на реализацию которого уйдет около 2-х лет.

С учетом изложенного выше просто понять, что для выделения реального масштаба неликвидов запчастей на складе нужно брать в учет не только те наименования, по которым вообще не было реализации за выбранный период, но и из реализуемых позиций выделять ту часть, которая фактически поступила на склад за пределами выбранного временного порога.

Важнейший момент состоит в том, какой принять допустимый период времени (срок) нахождения на складе, превышение которого дает основание считать запчасти неликвидными.

Для приведенного выше примера ошибочно считать неликвидом только то, что пролежало на складе более 1 года: слишком большой объем денежных средств будет «заморожен» в складском запасе из-за такого подхода совершенно необоснованно. В данном случае, разумно установить срок отнесения к неликвидам в районе 6 месяцев с даты прихода.

Если же реализация происходит ежемесячно, то порог отнесения к неликвидам разумно сократить, например, до 3-х месяцев.

Важнейшие показатели для эффективного управления складскими запасами каждого отдельного наименования запчасти:

величина оптимального складского запаса в натуральном выражении (в штуках, метрах, литрах, килограммах и т.д.);
количество в закупочной партии;
периодичность заказа;
величина реализации и ее динамика.

Ошибка в определении обоснованных значений этих показателей отразится на закупочной политике и приведет либо к упущенным продажам, либо к образованию неликвидных остатков запчастей.

Так, в рассмотренном выше примере при реализации 1 шт. в 3 месяца можно принять следующие значения:

оптимальный складской запас — 2 единицы;
количество в закупочной партии — 1 единица;
заказ – по факту реализации одной единицы товара.

Работает это так: держим на складе 2 штуки, купили у нас одну и еще одна осталась. Заказываем еще одну для восполнения запаса. Пока не пришла заказанная запчасть, остаток меньше оптимального запаса, но эта единица нужна на то, чтобы не образовался упущенный спрос – если вдруг появится возможность еще продать кому-либо, пока не пришла на склад вторая единица.

Если же покупатель единственный, берет по стабильному расписанию, вероятность повреждения запчасти при транспортировке исключена, а вероятность обращения другого покупателя стремится к нулю или совсем исключена, то разумнее принять такую схему:

оптимальный складской запас – 0;
количество в закупочной партии — 1 единица;
заказ поставщику – за 3 недели до намеченной даты реализации, из которых 2 недели составляют срок поступления на ваш склад с даты заказа и 1 неделя является запасом на приемку и обработку и компенсацию возможной некоторой задержки в пути (взято для примера, можно немногим более).

Если есть реальный риск повреждения (стекло и т.п.) или утраты груза при доставке (регулярно так бывает в вашем случае), то оптимальный складской запас можно установить 1 ед., а заказ – сразу после реализации. Это даст время на повторную доставку в случае происшествий в пути.

Такой подход позволяет существенно сократить потребность в оборотных средствах и риск образования неликвидов запчастей, однако потребует зрелого профессионального администрирования закупок и реализации.

При малой номенклатуре можно эффективно управлять процессом вручную, но в абсолютном большинстве случаев разумным будет применение настроенного программного обеспечения для анализа продаж, расчётов объема заказа и даты отправки заказа поставщику.

Обратим внимание на то, что чем оперативнее логистика и быстрее можно восполнять запас, тем меньше экономически обоснованный временной порог отнесения к неликвидам. Особая ситуация может быть для уникальных запчастей, изготавливаемых только на заказ и / или поставляемых в течение длительного времени. Если требуется высокая оперативность востребования их из запаса для проведения, например, срочных ремонтных работ, то иногда вынужденно приходится мириться с мало оборачиваемым запасом ради минимизации простоя высопроизводительной дорогостоящей техники. Такие запасы удобнее выделить в учете для повышения эффективности управления.

Как образуются неликвиды запчастей

Неликвидные запчасти образуются в результате следующих основных факторов:

закупка непрофильной номенклатуры;
закупка слишком большой партии;
снижение реализации;
изменение специализации компании на фоне нереализованного остатка под прекращенные направления деятельности;
внутрифирменные движения ТМЦ (получение остатков с закрываемых филиалов, после объединения складов и др.);
изменение номера запчасти, когда в реализацию идет новый номер, а остатки точно таких же изделий под старым номером остаются без движения и превращаются в неликвид;
незначительный устранимый дефект или недостоверная (или устаревшая) информация у продавца о наличии дефекта запчасти, в результате чего он перестает продавать эту запчасть.

Заказы непрофильных запчастей или слишком больших партий могут происходить в результате действия одной или нескольких причин:

случайная ошибка (чаще — опечатка в заказе в большую сторону или счетная ошибка при определении размера заказа);
неверная методика или настройка программного обеспечения по анализу остатков, реализации, расчёту состава и размера заказа;
низкая квалификация исполнителя, формирующего заказ;
низкая квалификация руководителя, принявшего решение о закупке или утвердившего неоптимальную закупочную политику;
необоснованно высокая оценка предстоящей реализации (ошибка в оценке ситуации отделом продаж или руководителем при утверждении планов);
погоня за стимулирующей скидкой или иным поощрением оптового поставщика или производителя;
поставка дистрибьютором или производителем только набора, включающего как востребованные, так и неликвидные запчасти «в нагрузку», с которой дилер мирится по тем или иным причинам;
возможность закупки только в упаковке на фиксированное количество по запчастям, реализуемым штучно.

Снижение реализации с образованием неликвидов запчастей так же может произойти по нескольким причинам:

уменьшение спроса на данную позицию на рынке (например, из-за популяризации товаров-заместителей или естественного сокращения парка, доступного для обслуживания);
прекращение производства и поставок техники, реализации которой сопутствовали и продажи специализированных только для данной модели техники запчастей, аксессуаров и дополнительного оборудования;
ослабление результатов работы продавцов;
сокращение интенсивности эксплуатации техники в автопарке компании или полное ее прекращение, если закупка велась на собственные потребности (например, если автомобиль вышел в длительный ремонт, был продан или списан, то закупленные для него расходные материалы останутся на складе и со временем превратятся в запчасти неликвид).

Выбирая путь в том, как бороться с неликвидом запчастей, нужно учитывать все факторы их появления, не оставляя незащищенных мест.

Купить неликвиды запчастей

Купить неликвидные запчасти можно в нескольких случаях:

целенаправленно в коммерческих целях, когда их продавец дает хорошую скидку, а они соответствуют вашей специализации и у вас есть на них покупатели (стабильно или периодически, что четко показывает анализ продаж и упущенного спроса), иными словами то, что является неликвидом для продающего, не является неликвидом для вас;
целенаправленно для ремонта имеющейся техники (сразу в дело), воспользовавшись предложением по низкой цене;
случайно, в порядке обычных закупок, когда покупатель не знает, что именно эти запчасти пролежали на складе продавца долгое время.

Риск в том, чтобы купить неликвидные запчасти, состоит в подверженности некоторых видов материалов порче с течением времени. Если металлическому крепежу, ключам, шестерням и многим другим деталям ничего плохого не придет при надлежащих условиях хранения, то резиновые изделия могут потерять необходимую эластичность, моторное масло может расслоиться и т.п.

Для того чтобы исключить возможные негативные последствия при покупке запчастей необходимо прописать соответствующие условия в договоре для защиты интересов покупателя, надлежащим образом проводить приемку по качеству и проверять даты выпуска по маркировке упаковки и сопроводительным документам.

Купить неликвиды запчастей, как правило, привлекательно в ценовом плане. Либо продавец сам снижает цену в надежде побыстрее избавиться от запасов, либо она на рынке за прошедшее время настолько вырастает, что при стандартном уровне наценки запчасти из давних закупок по стоимости выглядят очень заманчиво в сравнении с текущими.

Как избавиться от неликвида запчастей

Этот вопрос относится к тем, которые заслуживают отдельной статьи в силу множественности детализированных решений. Основные подходы заключаются в следующем:

поставить вопрос на регулярный (ежемесячный) контроль;
предпринять дополнительные меры мотивационного характера;
обеспечить регулярную передачу информации об имеющихся запчастях неликвидах потенциальным покупателям;
провести внутренний беспристрастный анализ фактических причин образования неликвидных запчастей и принять меры предотвращения подобного на будущее.

Мотивация на то, чтобы избавиться от неликвида запчастей обязательно должна быть направлена на собственный персонал. При этом мотивации покупателей (например, низкой ценой) может и не быть, поскольку по определению запчасти неликвиды — это не брак, а значит нередко их можно продать с наценкой от закупочной стоимости, найдя заинтересованного покупателя.

Для поиска покупателя совершенно точно надо в дополнение к тем шагам, которые делались ранее, совершить новые. Опора только на старые каналы сбыта скорее не принесет результат, иначе бы эти неликвиды не образовались.

Обязательно размещение информации об остатках неликвидов запчастей там, где они могут заинтересовать потенциальных покупателей:

разместить прайс-лист на ЗиСинфо.рф и еще 3-4 профильных интернет-ресурсах с сервисом поиска запчастей (не стоит ограничиваться 1-2 самыми раскрученными, находите и используйте узкоспециализированные нишевые и новые площадки);
структурировать остатки по специализации и разослать прайс-листы по профильным автомагазинам и сервисным станциям, выработав вместе с ними действенный механизм регулярного рассмотрения ваших позиций;
регулярно направлять предложения компаниям с собственным автопарком, для которого применимы имеющиеся запчасти неликвиды.

Продать неликвиды запчастей можно только системно совершая целенаправленные действия.

Важно помнить, что для редких и мало востребованных запчастей не важен немедленный результат – нужно отбросить завышенные ожидания, рутинно выполнять необходимые шаги и обеспечить постоянное присутствие информации о наличии в зоне видимости потенциальных покупателей. Без этого не существует положительного ответа на вопрос «Как избавиться от неликвидных запчастей?».

Заключение

Неликвиды запчастей образуются в результате многих как внутрифирменных, так и внешних причин.

Для исключения образования неликвидных запчастей в остатках необходим квалифицированный менеджмент складского запаса (планирование, организация, мотивация и контроль) и настроенное программное обеспечение.

Без должного внимания и целенаправленных усилий мало оборачиваемые запасы будут только расти. Если бы неликвиды запчастей были простой и легкой темой, то они не были бы столь масштабны в автомагазинах и СТО, на складах компаний и организаций как частного, так и государственного сектора.

Хорошая информация состоит в том, что неликвидные запчасти не являются браком, в большинстве случаев затруднения с их востребованностью характерны только для отдельно взятой точки в силу специализации или малого рыночного охвата, а найдя нужного покупателя продать неликвиды запчастей можно с неплохой наценкой.