Все о тормозных жидкостях

Тормозная жидкость используется для тормозных систем авто, мото, вело транспорта и передает давление к тормозным механизмам. Так же применяется в системах гидравлических сцеплений. На данный момент распространены тормозные жидкости на основе синтетических компонентов с добавками в виде ингибиторов коррозии, т.е. веществ замедляющих действие тормозной жидкости на металлические узлы тормозной системы. По законам физики а точнее термодинамики, тормозная система при торможении выделяет тепло, которое может привести к закипанию жидкости, а т.к. кипение происходит с выделением газа, тормозная система может «завоздушиваться» в следствие чего педаль тормоза будет проваливаться не давая нужного давления на тормозные колодки. По этому тормозная жидкость имеет как высокую температуру кипения так и низкую температуру замерзания из чего следует, что жидкости на водной основе исключены.
Основные требования к тормозной жидкости — это текучесть при низких температурах, стойкость к старению, низкая летучесть, а так же быть нейтральной для уплотнительных материалов. Тормозные жидкости имеют свою классификацию и спецификацию: DOT — общепринятое название для тормозной жидкости. Аббревиатура расшифровывается как Министерство транспорта США (Department Of Transportation — DOT) Жидкости классифицируют по температуре закипания и вязкости по нормам принятым департаментом транспорта. При этом учитываются показатели кипения жидкости без примеси воды (сухой) и содержащей её до 3,5% (увлажненной). По вязкости есть тоже два норматива: при температурах +100°C и –40°C. Смотрите таблицу ниже (данные соответствуют американскому федеральному стандарту)
Характеристики тормозных жидкостей. Существует несколько форм отвечающих требованиям классификации Министерства транспорта США: DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, и отдельно от них DOT 5 и DOT 5.1/ABS — они кардинально отличаются от других категорий по своему хим. составу. Стандарт FMVSS 116 также требует, чтобы жидкости DOT 5 были подкрашены в темно-красный цвет, в то время как гамма DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 — от бесцветного до янтарного.
Состав тормозных жидкостей. Обычно состоит из смеси мало вязкого растворителя, например спирта, и вязкого нелетучего вещества, например глицерина. DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 производятся на основе полиэтиленгликоля.DOT 5 изготавливается на основе силикона – кремний-органических полимерных продуктов.DOT 5.1/ABS – основа из силикона с добавлением гликолей, специально для автомобилей с антиблокировочной системой (ABS). DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 гигроскопичны и поглощают влагу из окружающей среды со скоростью около 2-3% в год, при этом их характеристики сильно меняются. Водопоглащение ухудшает качество работы тормозной жидкости и резко снижает температуру кипения, даже при содержании 3% влаги, температура кипения с 260°C снижается до 150°C, это является одной из причин для регулярной их замены. К тому же, как и говорилось ранее, вода вызывает коррозию, такую как накипь на уплотнителях и подтекание тормозного цилиндра. DOT 5 является гидрофобной жидкостью, т.е. она не вбирает влагу из атмосферы, по этому заменяют такую тормозную жидкость в два три раза реже.
Есть производители, которые допускают на своем автомобиле применение минеральных жидкостей под специальные тормозные системы. Такие тормозные жидкости производятся на основе касторового масла с добавлением этилового или бутилового спирта. Они обладают отличными смазывающими свойствами и низкой гигроскопичностью, но слишком низкой температурой кипения, замерзают уже при -20°. Так же минеральные жидкости через некоторое время разрушают алюминиевые, медные и латунные детали, резиновые манжеты и гидравлические провода. Они не подлежат сертификации, т.к. разные производители держат их компоненты в секрете.
Особенности тормозных жидкостей на основе гликоля таковы:

вдвое меньше сжатие даже при нагревании, т.е. усиливает твердость педали тормоза
содержание воды увеличивает вязкость при низких температурах и усиливает коррозию
разъедают краску и раздражают кожу
срок хранения после открытия тары не превышает одного года, т.к. тормозная жидкость набирает влагу из атмосферы
легко смываются и нейтрализуются водой.
DOT 5 отличается тем, что делается на основе силикона и абсолютно не совместима с гликольными тормозными жидкостями. Имеет увеличенный срок хранения после открытия тары (10-15 лет) и эксплуатации до 4-5 лет. Так как DOT 5 не поглощает воду, то любая влага, находящаяся в системе, будет собираться в одном месте, это может повлечь за собой коррозию гидравлики. По этому необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха.

Не реагирует с лако-красочным покрытием, имеет высокие рабочие температуры с начальной точкой закипания +260°С, предназначена для использования в системах с большими нагрузками или в экстремальных условиях, для быстрой, агрессивной езды с частыми и резкими торможениями. В основном для автомобилей со сложными и многосуппортными тормозными системами и запрещена к применению в машинах с антиблокировочной системой (ABS).

При работе с тормозными жидкостями необходимо помнить о токсичности и легковоспламенении последних. Емкости для хранения тормозной жидкости должны быть чистыми и герметичными. Гликолевые жидкости оказывают сильное воздействие на автомобильные краски, лаки и хромированные детали. Что бы заменить или пополнить жидкость, необходимо брать марку с более высокой DOT-рейтинговой цифрой (например DOT 3 может быть заменен DOT 4, а DOT 4 — DOT 5.1) Для системы автомобиля, наполненной DOT 5, ни один из других видов тормозной жидкости, т.е. DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1, не подойдёт. Также не совмещаются между собой минеральные и гликолевые жидкости, если их смешать – резиновые манжеты гидропривода деформируются.

Нужно ли полностью менять тормозную жидкость или достаточно её доливать? Пополнение не может компенсировать необратимые изменения, происходящие в стареющей жидкости. Точка кипения падает. Химический состав изменяется. Действие ингибиторов коррозии ухудшается. Доливку можно использовать при неисправности, когда она приводит к утечке тормозной жидкости, а доехать до гаража или СТО как-то надо.